В первой половине 19 в. США продолжали расширять свою территорию, претендуя на земли вплоть до побережья Тихого океана. Флорида была куплена у Испании, а Техас и Калифорния отвоеваны у Мексики в период войны в 40-е годы 19 в. Одновременно продолжался процесс индустриализации, происходивший в основном на севере и вдоль восточного побережья в то время, как южные штаты оставались рабовладельческими и продолжали специализироваться на выращивании хлопка. Большинство землевладельцев и плантаторов были убеждены, что без применения рабского труда земледелие на юге нерентабельно. В . вое оправдание они заявляли, что афроамериканцы, рабы. - это представители низшей расы, и только тяжелый труд, дисциплина и христианское воспитание могут спасти их от духовной погибели.
Накануне выборов 1860 года республиканская партия во главе с Авраамом Линкольном выступила против рабства в новых штатах на севере и на западе. Республиканцы не стремились силой искоренять рабство в тех штатах, где оно уже было, хотя Линкольн смотрел на рабство как на моральное зло, которое рано или поздно должно быть ликвидировано. После победы республиканцев на выборах большинство рабовладельческих штатов вышло из Союза.
В разгар войны рабство было отменено, а вскоре после этого был утвержден закон о равенстве всех граждан страны. Однако власть по-прежнему находилась в руках землевладельцев и плантаторов. Реформа о наделении рабов землей не была проведена. После многих десятилетий рабства и угнетения они мало были приспособлены к экономической деятельности, и им не оставалось ничего другого, как вновь поступить в услужение к плантаторам и трудиться на них за низкую плату или взять в аренду клочок земли, отдавая землевладельцу добрую половину урожая, нищета привела многих из них теперь уже к долговому рабству.
Дж.Х. Хаммонд был плантатором из южных штатов. В 1858 г. он произнес в сенате в Вашингтоне речь в защиту рабовладельческой системы. В этой речи он, в частности, сказал:
В ходе быстрого развития индустриализации после гражданской войны природные ресурсы страны казались неисчерпаемыми. Здесь находили большие запасы нефти, железной руды, меди, цинка, олова, свинца и многих других запасов сырья. Огромные месторождения угля поставляли энергию сталепрокатным заводам, паровым машинам и локомотивам. Большую роль в промышленном развитии играли строительство железных дорог и освоение новых территорий. Первые рельсы были проложены вдоль восточного побережья уже в 40-х годах 19 в. В 1869 г. было открыто сообщение между Атлантическим и Тихим океанами, а к началу 20 в. общая протяженность железных дорог в США составила 400 тысяч км. Государство предоставляло железнодорожным компаниям экономическую помощь и большие земельные участки. Усилился поиск неосвоенных природных ресурсов, а железные дороги перевозили сырье к промышленным центрам и гаваням на востоке.
Железные дороги продвигались все дальше на запад, и это дало возможность использовать громадные степи запада для разведения скота. Наступил век ковбоев, т.е. коровьих пастухов. Эта профессия в Америке была овеяна романтикой. Век популярности ковбоев оказался недолгим, но он оставил свой след в легендах и преданиях, в литературе и фильмах. Тогда же появились "коровьи бароны", владельцы стад, содержащихся в загонах. Мужественные люди в седле скоро уступили место ветеринарам и современным предпринимателям - скотоводам. Вагоны с холодильными установками везли в города говядину, и сочные бифштексы регулярно появлялись на обеденных столах горожан.
Гигантская стальная индустрия Америки была основана на методах, разработанных в Европе, однако в других отраслях США вышли вперед, и это касалось создания новых технологий. В качестве примера можно назвать имя Томаса Альва Эдисона и его вклад в электротехнику. Его исследовательский институт вел работы не только в области электроламп, динамо-машин, звукозаписи и киноаппаратов, но создал совершенно новую систему сохранения и передачи электричества. В 1822 г. почти 100 зданий Нью-Йорка в финансовом квартале было объединено одной электросетью. При поддержке крупных финансистов из целого ряда предприятий была создана большая компания "Дженерал Электрик".
Начиная с конца 19 в. в хозяйственной жизни США главенствовали крупные и могущественные индустриальные компании. Скупались предприятия мелких конкурентов, особенно в годы кризиса, а крупные компании объединялись в тресты. Так удобнее было держать на остаточно высоком уровне цены и прибыли. Железные дороги и другие средства связи позволяли вести предпринимательскую деятельность одновременно во многих штатах, руководя ею из штаб-квартиры.
В середине 19 в. в районе западнее реки Миссисипи насчитывалось около 350 тысяч индейцев. В то же время белых в этих местах было совсем мало, но уже к началу 90-х годов их стало более миллиона. Железные дороги открывали им путь на запад, куда их манили золото и обширные степи-прерии, где можно было разводить скот. Вторжение белых людей означало гибель для индейских племен. В начале 19 в. этих племен было много. Федеральные власти заключали "договора" с их вождями. Однако, вольному народу, не признававшему права собственности на землю, трудно было понять содержание тех документов, которые их заставляли "подписывать". Один из индейских вождей сказал так: "Земля родилась от солнца и должна оставаться такой, какой она была создана... Эта страна не имеет границ, и ни у кого нет права ее делить".
Без массового наплыва иммигрантов США не смогли бы в столь короткое время превратиться в великую экономическую державу. Уже с середины 19 в. проблема рабочей силы в Америке была решена. Переселенцы трудились на железных дорогах, на заводах и фабриках и были потребителями промышленой продукции. До 1890 г. первая волна иммиграции доставила в Америку 10 млн. новых жителей. Это были в основном переселенцы из Скандинавии, Великобритании, Ирландии, Франции и Германии. Среди них БОЛЬШИНСТВО было белыми, протестантами. Они могли читать и писать. Структура общества тех стран, откуда они прибыли, не очень сильно отличалась от американской. Следующая волна иммиграции, с 1890 по 1920 гг., увеличила число переселенцев до 15 млн. На этот раз большинство из них прибыло из Южной Европы (Италия), Восточной Европы (Польша и Россия) и Азии (Япония и Китай).
Промышленное и экономическое развитие страны не обходилось без проблем и отступлений. В период с 1870 по 1900 гг. неоднократно наступали периоды кризиса, и в эти годы тысячи предприятий и банков терпели банкротство, зарплата рабочих снижалась, а безработица выросла на 20-30%. Производительность пищевой и промышленной продукции росла быстрее, чем уровень зарплаты. Спекуляции разорили многих, слишком большие средства приходилось вкладывать в банки и железнодорожные компании. В начале 20-го века рост производства стабилизировался, и это положение с некоторыми отклонениями сохранялось в течение последующих 20 лет. И хотя реальная зарплата большинства рабочих не увеличивалась, покупательная способность рабочих семей выросла за счет того, что многие женщины получали возможность работать - либо полный, либо неполный рабочий день.